Chillera
and The South Sound

Story

тext: Maya Baklanova   /  Photo: Dmytro Prutkin
Imagine yourself chilling on the sunny sea coast during summertime, among mountains, salty air, cypresses and junipers, listening to dub and wistfully nodding your head to the rhythm. It is not a meditative mantra, though. It is the Odessa band Chillera, listening to which, you can easily move yourself to these landscapes.

Not only their creativity but the whole atmosphere of our conversation suggests such associations. Anya Brizhata, Polina Matskevich, and Nastya Marikutsa speak smoothly and confidently. Their speech sounds tranquil and connection with nature seems unquestionable. As if the environment and the rhythm of the southern resort town found in them the very embodiment they searched for. 

Chillera started in Crimea where Anya and Polina worked together at a construction site. For three summer months after a hard day’s work, they played musical instruments, listened to hi-life and King Tubby, and enjoyed the beauty of the Crimean landscapes. Some workers wore jackets with "Chillers" labels of air conditioning systems, that turned into the band's name “Chillera,” that signifies relaxation, meditation, and chill.

A similar vibe is felt in their apartment in the historical center of Odessa. “We have the track called Koblevska," say the girls. "This is the name of the street where we are now. The track is called “The Koblevska Autonomous Republic” and it carries tender feelings we have for our commune, our friends, and the home we live in. The pace of life is relaxed here, and it draws an image which all of us agree on."

This deep connection to the environment and attention to detail manifests itself in everything we touch upon during our conversation. They passionately tell me about the lighthouse shrouded in autumn fog, the tree outside the window and the cathedral, which occasionally interrupt our chat with loud bell sounds.

The musical scene they dwell in seems to be tiny as for the band located in the million-plus Odessa. Many creative people leave the city, relocating to the capital or out of the country. Those who remain are not particularly inclined to unite with each other. Chillera is no exception. They admit that they live in their bubble and it is rather difficult for them to overcome the communication barriers and their own isolation. Once they thought about moving to Kyiv but soon abandoned the idea. “Every time we come, we realize that we don’t want to live there. It's great to come for a while, to feel the active movement, but it sucks up the energy. You need to be more self-organized to live there. We are still not able to bring this chaos to order." Chillera needs to live by the sea, in its natural habitat, where desirable conditions for creativity seem to come naturally. Here, outside the information noise, they are surrounded by like-minded people, sharing a rehearsal space and vision on life.

Once a year, during the summer, they leave their comfort zone and together with their friends Sasha Franko and Slavko Breus organize the ODS music festival on the shores of the Kuyalnyk estuary, which is one hour travel from Odessa. “This is an incredibly beautiful place, filled with healing power and aura,” says Anya. "There is a sanatorium with a cultural center inside. Originally, the idea was to use the whole center for three scenes: electro-acoustic, guitar and party scene. This sanatorium inspired us, and we wanted to make a festival there. Sadly, because of some negotiation difficulties with the authorities, we had to drop the idea and look elsewhere. As a result, we decided to keep on organizing a festival on Kuyalnyk annually, while trying to use different locations, including the abandoned ones and those that lack attention.”

Photo: Lyosha pavlenko

Photo: Ganna Brizhata

Photo: Lyosha pavlenko

Photo: Lyosha pavlenko

Photo: Lyosha pavlenko

Photo: Victor Maitre

Photo: Polina Matskevich

Photo: Andrei Zailer

They managed to attract attention and gather the Odessa public and visitors from other cities and countries. The first ODS showcased various labels and communities, including Moscow Johns Kingdom, Kyiv Progressive Future, ШЩЦ, and peauty-fute, as well as Odessa label System. Last summer, German producer Don’t DJ, a Frenchman Full Quantic Pass and a number of Ukrainian musicians performed at the festival. Despite its ambitions, ODS does not quite fit into the framework of a typical festival, the 'diversity' of which is sometimes confusing. Its uniqueness is in the personalities involved and that DIY atmosphere.

“When we had ODS in 2017, we took all the musicians far beyond Fontanka to a big house near the sea. Half an hour after the arrival, everyone was sitting around and playing. "That's why we do all of it!" we thought. Ods is also a summer music camp. That's what we wanted it to be, ideally,” say Polina and Anya.

Being inspired by the energy, which the band accumulates with their art, the creator of Muscut Dmytro Nikolaienko invited them to do a release for the label. In the fall of 2017, the first and so far the only EP of Chillera, Schax, was released. The record was described referencing dub, funk, and surf, but in reality, this work seems to exist beyond categories and genres. It is like an artifact that has fallen out of time. It sounds fresh and relevant and could also have felt the same way 30 years ago.

The name Schax is somewhat of a pun. In Ukrainian, it sounds like “Zhakh” (fear or horror), which, in turn, is a free transliteration of the word “Jah” - the name of God in Rastafarianism.

“There is a certain story of the underworld with a desire to oppose it. Eventually, it gets victorious over "zhakh," over paranoia," says Anya. "Initially, there was a certain wordplay: Jah (zhakh) - a feeling or image that consumes you under certain conditions. This state is accompanied by the onset of twilight, as a process of transformation, a key moment of the inverse of space. This is a state in which I realized that such a dub should exist.” Polina adds:

“It seems that it is beyond the field of linguistics. Music is too integral for communication to require additional descriptions.” The statement which seems hard to object.

Chillera's music is a skillful mixture of various influences and ideas. “We are keen on dub, for sure, but there are a lot of different directions in which it advances in our music. It is essential for us to make a progression not only in a harmonic but also a stylistic sense. We shift rhythmic patterns and genres very quickly: dub to kraut, or, say, progressive rock. Sometimes we start fooling around and play the free jazz hoax; or just some atonal things and say that this is free jazz.”

During band's performances, they are hardly fooling around. They do not contact with the public, do not gaze into the room. Their movements are economical and constrained. They seem incredibly modest, preferring to give all their attention to music. Despite this seeming 'detachment,' listening to Chillera is a fascinating experience, which gradually drags the audience into a meditative trance. Their sincerity and originality captivate, forcing the listener to become a fan from the get-go.

This summer they performed at the Belgian Meakusma Festival, which gathers the main geeks of the music industry. Numerous journalists, label managers, diggers, producers and promoters are all there. It is not only a remarkably fun party but also a cherished source of new music. This year Chillera became one of its main highlights. If in 2019 people are looking for a new sincerity, it is in the works of our heroines that they find it.

Recently, Anya, Polina, and Nastya returned from a mini-tour in Germany, which they had with Dmytro Nikolaienko. Their relationship is not similar to the typical label owner - youngsters one. It is more about friendship and synergy. “Dima creates a truly cozy atmosphere. He is a very well-mannered, good-going person. Easy to interact with and easy to trust," the band says about Nikolaienko.

Reasonably, the next release of the band is expected to land on Muscut this spring. The Pro.Fan. EP will feature three new tracks, backed with a cassette with recordings from the first 7-inch.

“One musician said that our band is a group of profanes. We thought that, in principle, it makes sense. Profan is like a 'professional fan.' So we made a track. We began to imitate some jazz-funk stuff and joke about it. That's how the idea of Pro.Fan. came about."

The title might also be read as Pro-Fun, or 'About Fun,' if transliterated. That's where the unique charm of Chillera is, in their ability to find a positive meaning in the things far removed, transforming it into the source of their main strength. It is the music, which paints breezy summertime landscapes in our imagination.

( MORE ARTICLES)

Портал в лето:
одесская группа Chillera
и их южный саунд

История

Текст: Майя Бакланова  /  Фото: Дима Пруткин
Представьте себе: лето, горы, жаркий соленый воздух и вы, среди кипарисов и можжевельников, чилите на солнечном морском побережье, слушая даб и мечтательно покачивая головой в такт. Все это больше напоминает начало медитативной мантры, однако речь пойдет об одесской группе Chillera, слушая которую, вы с легкостью телепортируетесь в вышеописанные пейзажи. Такие ассоциации возникают у меня не только из-за их творчества, рисующем в воображении подобные морские ландшафты, но и во время общения с девушками. Аня Брижатая, Полина Мацкевич и Настя Марикуца говорят спокойно и уверенно, их речь звучит умиротворенно, а связь с природой кажется нераздельной. Будто окружающая среда и размеренный ритм южного курортного города нашли в них то самое воплощение, которое так долго искали.

Как проект, Chillera берет свое начало в Крыму, где Аня и Полина работали вместе на стройке. На протяжении трех летних месяцев после тяжелого рабочего дня они играли на привезенных из дома музыкальных инструментах, слушали хайлайф и Кинга Табби, и наслаждались красотой крымских пейзажей. На площадке, где работали девушки, ходили рабочие в куртках с надписью «Чиллеры» — системы кондиционирования воздуха. Отсюда и название «Chillera», которое представляет собой игру слов, символизирующую отдых, медитацию и чил.

Соответствующий вайб царит и в их квартире, расположенной в историческом центре Одессы. «У нас есть трек «Коблевская», — рассказывают девушки. — Это то, где мы сейчас находимся. Он называется «Коблевская Автономная Республика» и передает нежные чувства, которые мы испытываем к нашей коммуне, нашим друзьям, к тому, где мы все живем. Здесь расслабленный темп жизни и из него вырисовывается какой-то образ, с которым мы все, как правило, согласны».

Эта глубокая связь с окружающей средой и внимание к деталям проявляется во всем — они трепетно рассказывают мне о маяке, окутанном осенним туманом, дереве за их окном и соборе, который периодически прерывает наш разговор громким звоном колоколов.

Что касается музыкальной среды, в которой находится коллектив, то как для города-миллионника, она кажется вовсе небольшой. Многие одесситы, занимающиеся творчеством, покидают город, переезжая в столицу или за пределы страны, а те, кто остаются, не особо склонны объединяться друг с другом. Chillera не являются исключением, а лишь подтверждают, что пребывают в собственном пузыре и достаточно сложно преодолевают коммуникационный барьер и собственную замкнутость. Когда-то они задумывались о переезде в Киев, но отбросили эту идею. «Каждый раз когда мы приезжаем сюда, понимаем, что не хотим здесь жить. Классно приехать на какое-то время, почувствовать активное движение, но оно высасывает жизненные силы. Чтобы жить здесь надо быть более самоорганизованными. Мы такие еще… не можем привести хаос этот в порядок». Группа Chillera должна жить у моря, в естественной среде обитания, где благоприятные условия для творчества, кажется, создаются сами по себе. Здесь они пребывают вдали от информационного шума и окружены единомышленниками, разделяя репетиционную базу и общие взгляды на жизнь.

Раз в год, летом, они все же покидают свою зону комфорта и совместно с друзьями Сашей Франко и Славко Бреусом организовывают музыкальный фестиваль ODS на берегу Куяльницкого лимана, расположенного в часе езды от Одессы. «Это невероятно прекрасное место, наполненное своей целительной силой и аурой, — рассказывает Аня. — На территории Куяльника есть санаторий, в котором находится культурный центр. Изначально идея заключалась в том, чтобы задействовать весь этот центр под три сцены: электроакустическую, гитарную и сцену для вечеринки. Вдохновил нас этот санаторий и хотелось делать фестиваль именно там. Но из-за проблем взаимодействия с главными инстанциями пришлось откинуть эту идею и искать дальше. В итоге мы решили, во что бы то ни стало каждый год делать фестиваль на Куяльнике, стараясь при этом задействовать разные зоны — заброшенные и те, к которым нужно привлечь каким-то образом внимание».

Фото: Леша Павленко

Фото: Аня Брижатая

Фото: Леша Павленко

Фото: Леша Павленко

Фото: Леша Павленко

ФОТО: Victor Maitre

Фото: Полина Мацкевич

ФОТО: Андрей Зайлер

Привлечь внимание им удалось и собрать не только одесскую публику, но и посетителей из других городов и стран. Первый ODS, например, представлял шоукейсы разных лейблов и сообществ, включая московский Johns' Kingdom, киевские Progressive Future, ШЩЦ и peauty-fute, а также одесский лейбл Система. Прошлым летом выступили немецкий продюсер Don’t Dj, француз Full Quantic Pass и ряд украинских музыкантов. Несмотря на амбиции, Ods не вписывается в рамки типичного фестиваля, сегодняшнее разнообразие которых порой сбивает с толку. Его уникальность заключается в личностях, стоящих за ним и в созданной «сделай сам» атмосфере.

«Когда был ODS в 2017 году, мы всех музыкантов отвезли далеко за Фонтанку в большой дом возле моря. Через полчаса все сидели и играли. Мы подумали вот зачем мы делаем все это. На самом деле Ods — это еще и летний музыкальный лагерь. Хотелось, чтобы так было в идеале», — рассказывают Полина и Аня.

Этой энергией, которую аккумулируют девушки всем своим творчеством, проникся создатель лейбла Muscut Дима Николаенко и предложил им издать релиз у себя на лейбле. Так, осенью 2017 года вышел первый и пока единственный EP группы Chillera — «Schax». Его описывают как инструментальный сёрф-даб, либо же как современный психоделический рок с отсылками к дабу, фанку и серфу, но на деле эта работа оказывается вне каких-то категорий и жанров. Она, как выпавший из времени артефакт, звучит свежо и актуально, и, кажется, звучала бы также и 30 лет назад.

Названии «Schax» — это игра слов. На украинском оно звучит как «Жах» (русс. страх или ужас), а жах — это в свою очередь своеобразная транслитерация слова «Jah» — имя Бога в растафарианстве.

«Здесь есть определенная история подземного царства с желанием ему противиться. Победоносная в итоге над жахом. Над паранойей», — рассказывает Аня. — Изначально присутствовала некая игра слов: Jah (жах) — чувство или образ, который тебя поглощает при определенных обстоятельствах. Этому состоянию сопутствует наступление сумерек, как некий процесс преобразования, ключевой момент инверсивности пространства. По сути, это состояние, в котором ко мне лично пришло понимание того, что такой даб должен существовать». Полина добавляет:

«Кажется, это все не в области лингвистики. Музыка слишком цельная единица для коммуникации, чтобы еще использовать ее описание»

Музыка группы Chillera — это широкая смесь влияний и переосмыслений. «Мы конечно тяготеем к дабу, но есть много разных ответвлений, в которые в итоге он выходит. Важно, что мы совершаем прогрессию не только в гармоническом, но и в стилистическом смысле. У нас очень быстро сменяется один ритмический рисунок и жанр на другой: даб в краут и, к примеру, в прогрессив-рок. Или мы начинаем дурачится и играть во фри-джаз. Или просто какие-то атональные штуки делать и говорить, что это фри-джаз».

Когда Аня, Полина и Настя находятся на сцене перед толпой людей, не скажешь, что они любят подурачиться. Во время выступлений они практически не контактируют с публикой, не смотрят в зал, их движения экономны и скованы, а выглядят они крайне скромно, предпочитая все внимание отдавать музыке. Несмотря на эту отстраненность, группа Chillera заманивает к себе, цепко втягивая в свои объятия и постепенно вводя слушателя в медитативный транс. Их искренность и самобытность подкупает, заставляя уже после первого знакомства стать их фанатом.

Этим летом они впервые выступили в Европе на бельгийском фестивале Meakusma, который собирает главных гиков музыкальной индустрии благодаря своему интеллектуальному подходу. Сюда съезжаются журналисты, руководители лейблов, диггеры, продюсеры и промоутеры. Публика собирается в маленьком городке Эйпен не только ради тусовки и веселого времяпрепровождения, здесь работает комплексный процесс познавания новой музыки. Показательно, что именно на этом фестивале группа Chillera стала одним из главных его хайлайтов, и если в 2019 году люди находятся в поиске новой искренности, то именно в творчестве наших героинь они ее и находят.

Недавно Аня, Полина и Настя вернулись из мини-тура по Германии, который провели совместно с Димой Николаенко. Их взаимоотношения не похожи на стандартные отношения лейбл-оунера и молодых подписантов. Здесь все больше о дружбе и синергии. «Дима создает достаточно уютную обстановку. Он очень воспитанный, хороший в общении человек. С ним легко взаимодействовать и легко довериться», — говорят о Николаенко участницы коллектива.

Именно поэтому следующий релиз группы ожидается снова на лейбле Muscut уже этой весной. Это будет EP с тремя новыми треками, в дополнении к которому будет идти кассета с записями из первой пластинки. Называться сингл будет «Про. Фан».

«Один музыкант прокомментировал нашу группу, как группу профанов. И мы подумали,что в принципе так и есть. Профан — это как бы профессиональный фан. И мы написали трек. Начали имитировать какой-то джаз-фанк и шутить на счет этого. Так и родилась вся концепция «Про. Фан».

В этом‑то, пожалуй, и весь секрет группы Chillera — в умении находить позитивный смысл даже в самых отдаленных от него вещах, а затем трансформировать это в источник своей силы — музыку. Музыку, которая затем рисует в нашем воображении лето, горы, жаркий соленый воздух и морские пейзажи.